Трудно найти российского императора, которого бы окутывало столько загадок и лжи, как Петра III Фёдоровича.
Карл Петер Ульрих Голштейн-Готторпский, так звали Петра III Фёдоровича до крещения, был сыном герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха и цесаревны Анны Петровны, дочери императора Петра I. То есть, он был внуком Петра I. Анна Петровна не успела оказать влияния на воспитание сына, так как умерла через три месяца после родов.
Ещё в детстве принц Карл был объявлен наследником шведского престола. В 1739 году одиннадцатилетний принц наследует родительский престол, став третьим по счёту герцогом Гольштейн-Готторпским. Однако, в начале 1742 года по требованию русской императрицы Елизаветы Петровны принц был доставлен в Санкт-Петербург. Он был единственным прямым потомком Петра I и поэтому был объявлен наследником русского престола. Он стал родоначальником Голштейн-Готторпской линии дома Романовых на российском престоле, правившей до 1917 года.
В 1745 году императрица женила наследника на немецкой принцессе Софии Фредерике Августе, дочери князя Ангальт-Цербстского, состоявшего на военной службе у прусского короля. Бракосочетание великого князя Петра Фёдоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны, – так стала называться принцесса Ангальт-Цербстская после принятия православия, было проведено по образцу церемониала свадьба французского дофина в Версале и свадьбы сына короля Августа III в Дрездене. Празднества продолжались 10 дней. После свадьбы Петра Фёдоровича и Екатерины летней резиденцией “малого двора” стал Ораниенбаум под Петербургом.
Там в Ораниенбауме юный Петр все свободное время уделял военным упражнениям и общению с солдатами и офицерами голштинского отряда, вызванного из Киля. Кстати, среди увлечений великого князя и наследника престола была и музыка. Он добился серьёзных успехов в игре на скрипке, нередко устраивал концерты, постоянно солируя в придворном оркестре. Известно, что в его коллекции были скрипки таких известных мастеров, как Страдивари, Руджьери, Амати, а в Ораниенбауме стараниями Петра Федоровича была заведена музыкальная школа для детей придворных служителей.
Отношения у Петра и Екатерины не складывались, но это не помешало тому, что в 1754 году у них родился сын Павел, будущий Павел I Петрович, а затем дочь Анна, которая умерла в младенчестве.
Пётр III Фёдорович занял императорский трон 25 декабря 1761 года сразу после смерти императрицы Елизаветы Петровны. Первым делом новый император учредил “печальную комиссию”, и приказал “чтобы ничего не жалели для великолепья траурной парадной залы, похоронной процессии и убранства”.
Вступление на престол нового императора ознаменовалось коренным поворотом во внутренней и внешней политике.
В первую же ночь во все корпуса российской армии, противостоящей прусским войскам, были посланы курьеры с повелением незамедлительно прекратить все военные действия и остановить продвижение в глубь прусских владений. Затем последовал и Синодский указ о прекращении молений в церквах о победе над неприятелем и возношении молитв о даровании мира.
Россия выходила из долгой, Семилетней, войны, в которую оказалась вовлечённой в силу союза, заключённого с Австрией ещё в 1746 году и присоединения к австрийско- французскому союзному трактату в 1756 году. Австрия и Франция были озабочены возвышением Пруссии и собственным противоборством с Англией, союзницей прусского короля Фридриха II. Семилетняя война 1756-1763 годов была вызвана обострением борьбы Франции и Англии за заморские колонии. По разным причинам в войну были втянуты ещё семь государств. Выступая в этой войне на стороне Франции и Австрии, Российская империя, по сути, посылала русских солдат на гибель за право французов грабить колонии. Пётр III прекратил эту бессмысленную бойню.
Ряд историков считают, что после заключения “вечный” мира с Пруссией, завершившего Семилетнюю войну, когда все завоевания отданы Пруссии без всяких выгод для России “вся кровавая работа русской армии погибла”.
В отдаленные места империи были отправлены многочисленные курьеры, которые везли прощение и милость многим сосланным в прежнее царствование. Началась амнистия. При Елизавете Петровне осуждению на разные наказания – битие кнутом, клеймение, вырывание ноздрей и ссылку – подверглось свыше восьмидесяти тысяч человек.
Вслед за прекращением войны император написал и обнародовал ряд манифестов о преобразовании государственной системы.
Первым среди них был Манифест о вольности дворянства, объявленный Сенату 17 января. В соответствии с манифестом дворяне обрели свободу служить или не служить на "государевой службе". Наконец, дворянство получило возможность, которой раньше было в большинстве своем совершенно лишено: те, кто хотел, могли оставить обязательную службу и переселиться в поместья, где, так сказать, практически заниматься своим хозяйством и крестьянами. Отныне правительство могло рассчитывать, что собственные интересы заставят землевладельцев заботится о своих крестьянах и их хозяйстве, поддерживая в них способность нести налоговое бремя. Таким образом, обретя свободу служить или не служить, дворяне получили такие права, которые не имели другие сословия. С этого времени в России начали создаваться «дворянские гнезда», появилось понятие родового дворянского гнезда – поместья и его хозяина -- помещика.
Вскоре Пётр позволил дворянам беспрепятственный выезд за границу.
Манифест “Об уничтожении Тайной розыскных дел канцелярии” уничтожил знаменитую секретную государственную полицию. Она наводила ужас на всех без исключения подданных империи от простолюдина до высокородного вельможи. Было запрещено «слово и дело государево». Дела Канцелярии тайных розыскных дел переданы в Сенат к «вечному забвению».
Политические дела теперь должны были идти через обычную полицию и суд. Допросы следовало проводить “сколь возможно без пытки”.
Таким образом, устанавливалась та самая презумпция невиновности, о которой раньше на "Святой Руси" и слыхом не слыхивали и соблюдение которой почиталось отныне одним из основополагающих и непреложных принципов человеколюбивого и гуманного общества. Все положения манифеста получали силу закона на всем пространстве империи; исключение делалось только для тех мест, где в данное время находился государь и где он мог вершить свой суд.
Пётр III разрешил свободу вероисповедания для всех своих подданных: "пусть они молятся, кому хотят, но – не иметь их в поругании или в проклятии". Это был почти немыслимый для того времени шаг. Даже в просвещённой Европе ещё не было полной свободы вероисповедания.
Бежавшим за границу раскольникам позволено вернуться и поселиться в Сибири.
Пётр отменил церковный надзор за личной жизнью подданных: "о грехе прелюбодейном не иметь никому осуждению, ибо и Христос не осуждал".
В Российской империи был введён гласный суд и издан указ о "бессеребрености службы", запрещавший преподносить сенаторам и государственным чиновникам подарки крестьянскими душами и государственными землями. Знаками поощрения высших чиновников должны были быть только ордена и медали.
Размах реформаторской деятельности Петра III был огромен, сопоставим с великими реформами Александра II. Тут были и указы о развитии российской коммерции и торговле, и об уничтожении внутренних таможен, об упразднении монополий на вывоз товаров за границу. Кроме того, известно, что император подготовил массу других манифестов и указов, в том числе – об ограничении личной зависимости крестьян от помещиков, о необязательности службы в армии, о необязательности соблюдения религиозных постов.
В русской армии появились егеря. «Егерь» в переводе с немецкого означает «охотник, стрелок».
В армии и на флоте запрещены позорные наказания батогами и кошками. Наказание батогами составляло меру административной расправы и назначалось без суда.
Отныне дозволялось ударять только шпагой (фухтелями, – то есть, наносить удары плоской стороной клинка) и тростью.
Упразднена лейб-кампания, которая была создана Елизаветой Петровной из гренадерской роты в благодарность за помощь в осуществлении государственного переворота 25 ноября 1741 года. А уже при Екатерине II часть лейб-кампанцев была зачислена в Кавалергардский полк, часть получила пенсии.
Желая стимулировать отечественных производителей, император запретил ввозить из-за границы сахар, сырье для ситценабивных мануфактур и ряд других товаров, производство которых может быть налажено в России.
Один из интересных фактов о том же указе, которые можно узнать в историческом парке "Россия-Моя история", было то, что в нем содержится требование бережно относиться к русским лесам.
“С пушечною пальбою” Пётр III въехал в только что построенный каменный Зимний дворец.
После переезда Петра III в новый дворец, Зимний стал главной резиденцией русских императоров.
Денежная реформа Петра III должна была начаться с выпуска бумажных денег. Для этой цели был учрежден Государственный банк.
Пётр III указал Сенату на необходимость выпуска бумажных денег (“наделать как наискорее банковых билетов на 5 милл.р.”).
Но ассигнации так и не вошли в оборот, потому что по практике иностранных государств было известно, что их выпуск – дело опасное, способное привести к финансовому кризису. Первые русские ассигнации появились только после начала русско-турецкой войны.
Разрешена свободная продажа хлеба за границу.
Император Пётр Фёдорович торжественно возложил на фрейлину Елизавету Романовну Воронцову Екатерининскую ленту (орден Св. Екатерины).
Елизавета Воронцова считалась «официальной фавориткой» императора и была участница почти всех его развлечений, которых рассказано в историческом парке "Россия-Моя история" После вступления на престол Пётр III пожаловал её в камер-фрейлины, отвел ей в Зимнем дворце комнаты рядом со своими.
Елизавета Романовна Воронцова появилась при дворе Елизаветы I Петровны после смерти матери в 1750 году. Именно Елизавета I Петровна определила её фрейлиной великой княгини Екатерины Алексеевны.
Интересно, что, если Елизавета Романовна была любовницей императора Петра, то её родная сестра Екатерина Романовна Воронцова, в замужестве Дашкова, была подругой и сторонницей Екатерины II.
На деньги, которые Екатерина заняла у английского купца Фельтена, якобы, для приобретения украшений, было куплено более несколько тысяч ведер водки. Братья Орловы и их приятели стали спаивать солдат столичного гарнизона.
По столице распространились слухи об аресте жены императора Екатерины Алексеевны. В гвардейских полках начались волнения.
К 27 июня 1762 года, то есть, ко времени появления слухов об аресте Екатерины, уже сложился заговор, душой которого стала сама императрица.
В заговор были вовлечены влиятельные сановники и полководцы. По мнению некоторых историков, к заговору были причастны влиятельные масонские круги.
Белой ночью 28 июня в пять часов утра Алексей Григорьевич Орлов увёз Екатерину из Петергофа в Петербург. (Пётр III находился в это время в Ораниенбауме.)
В восемь часов утра в казармах Екатерине присягнули гвардейские полки.
В девять часов возле Казанского собора, куда был привезён и наследник престола Павел, Екатерину торжественно провозгласили самодержицею, а Павла – наследником. Вокруг собора стояло несколько тысяч солдат. Прямо от Казанского собора Екатерина II проехала в Зимний дворец, где заседали Сенат и Синод. Скоро с дворцового балкона был зачитан манифест о восшествии на престол Екатерины II.
Днем 28 июня, узнав о событиях в столице, министры и генералы предали императора и бежали в Петербург. С Петром остались лишь старый фельдмаршал Христофор Антонович Миних, генерал-адъютант Андрей Васильевич Гудович и несколько приближенных.
В день Петра и Павла, 29 июня пораженный предательством самых доверенных людей и, не имея желания ввязываться в борьбу за корону, Петр III отрекся от престола.
По приказу новой правительницы низложенного царя отправили во дворец в Ропше.
В день, когда появился манифест Екатерины II, официально провозглашавший отречение Петра III, в Ропше бывший император Пётр Фёдорович был убит Алексеем Орловым и князем Фёдором Сергеевичем Барятинским.
В новом манифесте Екатерина II объявила, что Пётр III скончался от геморроидального припадка.
Когда Петра III хоронили в Александро-Невской лавре, его лицо было так черно, что распространился слух, будто хоронят не императора, а дворцового арапа.
Екатерина специально приказала открыть гроб, чтобы предотвратить появление самозванцев. Но этот хитрый приём не сработал – ни с одним покойным царем не было связано столько легенд в народе и столько самозванцев. Подробнее об этом временном периоде можно узнать в историческом парке "Россия-Моя история".