Открытие охоты на царя

0
Покушение Дмитрия Каракозова на императора Александра II стало вехой в отношениях верховной власти и подданных. До этого события царь мог в любое время без охраны выйти из Зимнего дворца, пройтись по Летнему саду или отправиться в экипаже по делам. После покушения Александр II уже был скован, пусть и примитивными, требованиями охраны и свободно посещал публичные места скорее по инерции, нежели это было продиктовано безопасностью обстановки. Покушение Каракозова стало своего рода открытием «охоты на царя».

Описываемые события произошли 4 апреля 1866 года в Санкт-Петербурге. Завершив прогулку по Летнему саду и подойдя к ожидавшей его коляске, Александр II начал надевать шинель. Вокруг коляски образовалась толпа из прохожих, жаждавших увидеть царя. Внезапно раздался выстрел. Некто из толпы толкнул руку стрелявшего и пуля прошла мимо цели. Личность преступника установили не сразу, только после обыска в номере гостиницы, где он проживал. Стрелявшим оказался мелкопоместный дворянин Дмитрий Владимирович Каракозов.

Спасителем царя, помешавшим Каракозову выстрелить прицельно, стал крестьянин Осип Иванович Комиссаров, промышлявший в столице шитьем головных уборов. О случившемся он рассказал так:

«Сам не знаю что, но сердце мое как-то особенно забилось, когда я увидел этого человека, который поспешно пробивался сквозь толпу; я невольно следил за ним, но потом, однако, забыл его, когда подошел государь. Вдруг вижу, что он вынул и целит пистолет: мигом представилось мне, что, коли брошусь на него или толкну его руку в сторону, он убьет кого-либо другого или меня, и я невольно и с силой толкнул его руку кверху; затем ничего не помню, меня как самого отуманило».

Сначала по городу, а потом по всей империи разнеслась новость о спасении царя простым русским мужиком. Его сравнивали с Иваном Сусаниным, спасшим молодого царя Михаила Романова от польско-литовского отряда. По стране ставили оперу М.И. Глинки «Жизнь за царя» в знак идентичности подвигов Ивана и Сусанина и Осипа Комиссарова. Историю подкрашивал факт того, что оба героя происходили из одной местности Костромской губернии: их родные деревни отстоят друг от друга всего на 12 верст.

Вечером в день покушения Осип Комиссаров был представлен императору на приеме в Зимнем дворце. Царь его благодарно обнимал, одарил Владимирским крестом IV степени и введением в потомственное дворянство с фамилией Комиссаров-Костромской.

Покушение стало следствием распространения революционных взглядов. В 1865 году Каракозов вступил в революционный кружок, часть членов которого были сторонниками индивидуального террора. В кармане преступника обнаружили текст прокламации, в которой он объяснил мотивы своих действий:

«Грустно, тяжко мне стало, что… погибает мой любимый народ, и вот я решил уничтожить царя-злодея и самому умереть за свой любезный народ. Удастся мне мой замысел — я умру с мыслью, что смертью своею принес пользу дорогому моему другу — русскому мужику. А не удастся, так всё же я верую, что найдутся люди, которые пойдут по моему пути. Мне не удалось — им удастся. Для них смерть моя будет примером и вдохновит их…»

По итогам следствия и суда Каракозова приговорили к высшей мере наказания – смертной казни. 3 сентября 1866 года приговор приведен в исполнение – Каракозов был казнен через повешение на Смоленском поле в Санкт-Петербурге.

С этого события началась серия покушений на Александра II, закончившаяся его гибелью на набережной Екатерининского канала 1 марта 1881 года. Теперь уже никто из высоких чиновников не мог чувствовать себя в безопасности: к любому могли прийти в кабинет или подойти на улице и применить оружие. Страна вошла в период постоянного роста напряженности, революционной борьбы и террора.

Отправить комментарий

0Комментарии
* Пожалуйста, соблюдайте этику. Все комментарии проверяются модератором.
Отправить комментарий (0)

#buttons=(Да, даю согласие) #days=(20)

Данный ресурс использует cookie и это помогает нам работать лучше. Условия
Да, даю согласие