Выданная замуж за герцога Курляндии Анна Иоанновна стала вдовой всего через 2,5 месяца после свадьбы.
В ту эпоху российский престол традиционно наследовали мужчины. Она же стала императрицей после того, как мужской род династии Романовых прервался.
Севшая на престол после Петра II Анна Иоанновна не была его прямой родственницей, отцом её был Иван V, малоизвестный в историографии император, который был родным братом и де-юре соправителем Петра I.
Уже с детства она свободно владела двумя иностранными языками – немецким и французским.
С собственной матерью, царицей Прасковьей, отношения у Анны Иоанновны были очень холодными и иногда даже враждебными. Но ей покровительствовала жена Петра I, Екатерина I.
Пётр I отправил 17-летнюю Анну Иоанновну обратно в Курляндию (сейчас это Латвия) после того, как она овдовела. Прибыв на место, она обнаружила, что владения, назначенные ей, полностью разорены, а герцогский дворец разграблен до состояния “остались лишь голые стены”. Будущей императрице с приближёнными пришлось даже на время занять наиболее приличный мещанский дом на то время, пока замок приводился в порядок.
Овдовевшая Анна Иоанновна так и не вышла второй раз замуж. Вместо законного супруга у неё был ряд фаворитов, которые сменяли друг друга. Первый из них, Пётр Бестужев-Рюмин, был старше её на 29 лет, а они были вместе около 15 лет.
После смерти Петра II Верховный тайный совет пригласил на престол Анну Иоанновну, рассчитывая сделать её марионеткой и править за её спиной. Однако, заполучив власть, императрица при поддержке дворянства быстро восстановила абсолютную монархию.
Большую часть времени она проводила в празднествах и увеселениях, доверяя решение государственных вопросов своим фаворитам.
Эпоха продления Анны Иоанновны продлилась 10 лет. Они не были особенно хорошими для России, но ведь и её никто не готовил к управлению страной.
При ней коневодство в нашей стране вышло на новый уровень, потому что её фаворит, Эрнст Бирон, был страстным поклонником лошадей, и он организовал новые конезаводы, выписав из-за границы породистых лошадей на развод породы.
Самым ярким из фаворитов императрицы был именно Эрнст Бирон, получивший при ней такую власть, что годы правления Анны Иоанновны даже называют “бироновщиной”.
Современники описывали императрицу, как даму не слишком женственную, без хороших манер, которые тогда были обязательны для высокородных женщин.
В число любимых забав Анны Иоанновны входили такие “мужские” развлечения, как охота и верховая езда.
Известно, что императрица очень метко стреляла. У неё в покоях всегда было заряженное оружие, из которого она любила пострелять по пролетавшим мимо птицам.
Когда она узнала, что князь Михаил Голицын, одно время проживавший в Италии, тайком вернулся в Россию, да ещё и сменил при этом веру на католическую, чтобы жениться на итальянке, императрица пришла в ярость. По приказу Анны Иоанновны брак князя был признан незаконным, его жену выслали из страны, а ему самому дали фамилию “Квасник” и назначили придворным шутом. Позднее императрица повелела ему жениться на своей шутихе, женщине очень непривлекательной. Из этой свадьбы Анна Иоанновна устроила издевательское зрелище – “молодожёнов” везли в клетке, запряжённой свиньями, а в качестве брачного ложа им предоставили “Ледяной дворец”, который действительно был изготовлен изо льда. Всего через полгода после этого самодурства императрица скончалась, так что у неё не было возможности поправить свою репутацию в глазах потомков.
Императрица вела себя скорее как барыня, нежели как монарх. Она обожала сплетни и упивалась демонстрацией своей власти.
Анна Иоанновна была скора на руку, и не угодившие ей придворные часто получали от неё пинки и подзатыльники.
В годы правления Анны Иоанновны в Сибирь было сослано около 20.000 человек. Кроме того, именно при ней впервые местом ссылки стала Камчатка. Казнено было за все годы, проведённые ей на троне, около 1000 человек, в том числе несколько очень знатных князей.
Причиной смерти императрицы послужила мочекаменная болезнь, и в её почках было обнаружено, по словам придворного врача, “камень размером с большой палец и россыпь камней поменьше”.