Модельный ряд РАФ

0

 


Рижская автобусная фабрика была создана в 1949 году на базе авторемонтного завода, а в 1953 году здесь были сделаны первые автобусы РАФ-651. В 1958 году предприятие приступило к производству микроавтобусов, в 1976 году был запущен новый завод в городе Елгава под Ригой, на котором начали делать массовую модель РАФ-2203, ставшую визитной карточкой марки. После того, как в 1991 году Латвия стала независимым государством, Рижская автобусная фабрика была акционирована, но её продукция уже не пользовалась прежним спросом. Окончательно производство РАФов остановилось в 1997 году.

РАФ-10


Микроатобус РАФ-10, выпускающийся с 1957 до 1959 года, предназначался для эксплуатации прежде всего в качестве служебного транспорта. Модель имела цельнометаллический полунесущий кузов вагонного типа. Автобус оснащался двигателем ГАЗ-21В, комплектовался трехступенчатой коробкой передач. Салон мог разместить 9 человек.

Через несколько месяцев после выпуска автобус подвергся модернизации, от своего предшественника новая модель отличалась усовершенствованной конструкцией кузова и системы охлаждения двигателя, новым расположением фар и оформлением решетки радиатора. В 1958 году прошла еще одна модернизация микроавтобуса, после которой он получил название РАФ-977. 

РАФ-2203



Микроавтобус РАФ-2203 «Латвия» был запущен в серийное прозводство на Рижской Автобусной Фабрике в 1976 году. При созданиий этого автомобиля, пришедшего на смену устаревшей модели 977, использовались агрегаты «Волги» ГАЗ-24. У РАФа-2203 был несущий цельнометаллический кузов длиной 4,98 метра, расположенный спереди двигатель ЗМЗ объемом 2,4 литра (85, после модернизации 95 л. с.) приводил в движение задние колеса. В 1987 году начал выпускаться модернизированный вариант микроавтобуса РАФ-22038.

Автомобиль имел несколько модификаций, самая распространенная из которых — двенадцатиместный микроавтобус. Большое количество «рафиков» использовалось в качестве машины скорой помощи, а для продажи частным лицам в небольших количествах выпускался восьмиместный вариант, для управления которым было достаточно прав категории B. Кроме того на заводе делали автомобили для милиции, для пожарных, минигрузовик с однорядной и двухрядной кабиной. 



В 1990-х годах основными покупателями «рафиков» были клиенты из России. Но после того как в 1996 году на ГАЗе было запущено производство гораздо более современных микроавтобусов «Газель», экспорт латвийских машин стремительно упал до нуля. Производство РАФов было остановлено в 1997 году, в 1998 году предприятие было признано бакротом.

РАФ-251



Малый городской автобус РАФ-251, серийный выпуск которого начался в 1955 году, стал первой моделью собственной разработки Рижской автобусной фабрики.

Бескапотная машина длиной 6,68 метра была построена на шасси грузовика ГАЗ-51, но с удлинённой рамой. Автобус имел иную конструкцию рулевого управления и усиленные передние рессоры, а двигатель остался стандартным — это был рядный шестицилиндровый бензиновый мотор объёмом 3,5 литра и мощностью 70 л. с., расположенный в кабине рядом с водителем.

РАФ-251 имел кузов с деревянным каркасом и обшивкой металлическими листами. У базовой модели, предназначенной для городских перевозок, было две двери и 21 место для сидения в салоне. Также выпускалась служебная версия РАФ-251С с одной дверью и 27 сиденьями.

В очень небольших количествах завод также делал грузопассажирскую модель РАФ-251Т — с 14-местным пассажирским салоном и закрытым или открытым грузовым отсеком сзади.

В 1958 году производство автобуса было передано на Рижский авторемонтный завод №2, где её делали в чуть модернизированном виде под индексом РАФ-975/976.

РАФ-2907 


Автобус РАФ-2907 с измененной планировкой салона предназначался для транспортировки олимпийского огня. 

РАФ-2909


 

Пикап РАФ-2909 был выпущен небольшой партией для обслуживания XXII Московской Международной Олимпиады 1980 года. 

РАФ-2914



РАФ-2914 «Латвия» — это первый отечественный серийный реанимобиль, выпускавшийся с 1989 года.

С 1979 года Советский Союз заказывал санитарные автомобили с реанимационным оборудованием у финской компании Tamro — она создавала такие машины на базе микроавтобуса РАФ-2203. Врачи отмечали высокое качество советско-финской техники, но её цена была весьма высокой.

К концу восьмидесятых годов в СССР решили организовать производство собственных машин реанимобилей, и в 1989 году появилась модель РАФ-2914. Машина была создана на базе стандартного микроавтобуса по образцу продукции компании Tamro.



Реанимационные автомобили отличались высокой пластиковой крышей (её поднимали на 40 см), аккумуляторами увеличенной ёмкости и изменённой конструкцией подвески — ради улучшения плавности хода. В остальном «техника» повторяла обычный «рафик»: бензиновый карбюраторный мотор ЗМЗ-402.10 объёмом 2,4 литра (98 л. с.), четырёхступенчатая коробка передач.

Медицинский салон модели РАФ-2914 отделялся от кабины водителя перегородкой. В машине было место для двух носилок и четырёх медицинских сотрудников, также в автомобиле устанавливали полный набор необходимого оборудования.

Ежегодно выпускали по две сотни реанимобилей РАФ-2914, но после развала Советского Союза их производство постепенно прекратилось. 

РАФ-2915

Автомобиль «РАФ-2915 Латвия» выпускался с 1989 по 1994 годы. Машина являлась санитарной модификацией стандартного микроавтобуса.

РАФ-3311



Серийный малотоннажный грузовик РАФ-3311 выпускался рижским заводом с 1992 по 1995 годы. Внешнее оформление конструкторы позаимствовали у РАФ-22038. Кабина машины вмещает пять человек.



На базе представленного автомобиля через некоторое время была выпущена партия медицинских фургонов, предназначенных для перевозки трупов. РАФ-3311 стал последней моделью в истории автозавода, прекратившего производство автобусов и грузовиков в 1997 году.

РАФ-3407



К московской летней Олимпиаде 1980 года на Рижской автобусной фабрике был создан необычный пассажирский автопоезд, состоящий из тягача РАФ-3407 и двух прицепов-вагончиков.



Седельный тягач спроектировали на базе микроавтобуса РАФ-2203, но у модели была укороченная колёсная база и двухместная кабина. Пассажирские прицепы также сделали на РАФе: в каждом из них было пять рядов сидений.

В 1979–1980 годах выпустили 20 таких автопоездов. После Олимпиады их использовали для перевозки пассажиров на ВДНХ. 

РАФ-3920



Санитарный универсал представительского класса РАФ-3920 был создан на Рижской автобусной фабрике в 1983 году. Машина, построенная на базе седана ГАЗ-14 «Чайка», имела переработанный кузов с высокой крышей и медицинское оснащение в салоне.

Первоначально РАФ-3920 создавался специально для Кубы, в соответствии с пожеланиями заказчика универсал был оснащён кондиционером и был рассчитан на носилки увеличенной длины с учётом высокого роста Фиделя Кастро. Позднее несколько машин были построены для медицинского обслуживания высокопоставленных чиновников в Москве. Всего выпустили пять экземпляров универсала.

С технической точки зрения РАФ-3920 не отличался от исходного седана: он оснащался бензиновым мотором V8 5.5 мощностью 220 л. с., трёхступенчатой автоматической коробкой передач и имел рессорную подвеску задних колёс.

РАФ-975



Малый городской автобус РАФ-975 начали выпускать на Рижском авторемонтном заводе №2 в 1958 году. Это был модернизированный вариант модели РАФ-251, которую делали на Рижской автобусной фабрике с 1955 года, но с чуть изменённым оформлением передней части кузова. Позднее индекс автобуса был изменён на РАФ-976.

Автобус базировался на шасси грузовика ГАЗ-51, оснащался бензиновым шестицилиндровым мотором и имел деревянно-металлический кузов.

РАФ-976



Автобус РАФ-976, построенный на шасси грузовика ГАЗ-51А, выпускался с 1961 года на Рижском авторемонтном заводе. Модель представляла собой модернизированный вариант 28-местного РАФ-251. В основном РАФ-976 использовали для служебных перевозок во многих регионах СССР, хотя в Латвии эти автобусы встречались и на городских маршрутах.

По некоторым данным, для изготовления моделей использовалась импортная древесина, поэтому срок эксплуатации некоторых экземпляров достигал 30 лет. В 1967 году появилась модификация РАФ-976М, также построенная на шасси ГАЗ, но его кузов имел новый металлический каркас, этот вариант оказался еще более долговечным. Пассажировместимость РАФ-976М возросла до 30 человек.

В настоящее время известно о двух сохранившихся образцах РАФ-976. Оба они находятся в сельскохозяйственном музее бывшего латышского колхоза «Узвара». 

РАФ-977



Микроавтобус РАФ-977 «Латвия», выпускавшийся с 1959 до 1976 года на Рижской автобусной фабрике, был создан на шасси автомобиля ГАЗ-21. Машина оснащалась двигателем ЗМЗ-21/21А объемом 2,4 литра (70-75 л. с.)

В 1962 году была подготовлена версия РАФ-977К с кузовом фургон, но мощности предприятия не позволяли организовать их массовый выпуск, поэтому в 1966 году производство фургонов перенесли на завод ЕрАЗ в Ереване.

РАФ-980



Парковый автопоезд РАФ-980 был разработан рижским заводом на базе РАФ-977. В основном такие поезда использовались в аэропортах и для перевозки туристов по территории ВДНХ. 

РАФ-982


Опытный РАФ 982-0, выпущенный в 1965 году, стал первой попыткой рижского завода создать кузов из пластмассы, армированной стекловолокном. Однако во время эксплуатации микроавтобус попал в ДТП, в котором пострадали пассажиры. На этом эксперименты с пластмассовыми кузовами на предприятии были прекращены.

В 1967 году был выпущен 12-местный микроавтобус РАФ 982-I Циклон. Изначально в нем планировалось установить двигатель ГАЗ-21, но машина получилась очень тяжелой, и тогда ее оснастили агрегатами ГАЗ-24. Место водителя в данном образце переместили за переднее колесо внутрь салона, благодаря чему улучшилось перераспределение веса между осями и снизилась нагрузка на переднюю ось.

Поначалу РАФ 982-I был одобрен Госкомиссией для серийного производства, но затем, после повторной демонстрации межведомственной комиссии, было принято решение о доводке более прогрессивного образца 982-II.

В отличие от своего близнеца, РАФ 982-II имел вагонную компоновку. Он оснащался агрегатами ГАЗ 21 Волга, развивающим мощность 75 л. с.

Машина имела более привлекательный внешний вид по сравнению с 982-I, поэтому именно ее решили использовать в качестве прототипа для создания серийной модели. В 1971 году новый микроавтобус показали в Министерстве, и под этот автомобиль было решено строить новый автозавод в г. Елгава в 50 км от Риги. 

РАФ М2 Стилс



После работы над автомобилем M1 Роксана, РАФ представил новый проект - машину с укороченной передней частью и передним приводом РАФ-М2. В 1993 году модель оснастили двигателем ЗМЗ-406 и установили импортное рулевое управление от Мерседес-Бенц.

Испытания новой модели так и не удалось провести. Собирать автомобиль полностью в Латвии было невозможно, а зарубежные автопризводители после распада СССР не интересовались российскими разработками, поэтому проект был закрыт. 

РАФ-2921



РАФ-2921 — это экспериментальный микроавтобус, построенный на Рижской автобусной фабрике (Латвия) в 1992 году.

Модель, созданная на базе стандартного РАФа-2203, предназначалась для перевозки инвалидов. РАФ-2921 получил высокую крышу (её изготовили из стеклопластика), изменённое боковое остекление, более высокую боковую дверь, вертикальную заднюю стенку с распашными задними дверями. У микроавтобуса был более просторный салон и ровный пол.


С технической точки зрения РАФ-2921 не отличался от исходной модели: бензиновый карбюраторный двигатель ЗМЗ объемом 2,4 литра (98 л. с.), четырёхступенчатая коробка передач, привод на задние колёса.

Был изготовлен всего один экземпляр микроавтобуса с высокой крышей, дальнейшего развития проект не получил — в то время РАФ уже испытывал финансовые проблемы, а конструкция исходной модели РАФ-2203 к началу девяностых годов порядком устарела

РАФ М1 Роксана



РАФ-М1 «Роксана» — это прототип микроавтобуса, построенный на Рижской автобусной фабрике в 1990 году.

Автомобиль разрабатывался с конца восьмидесятых годов, как преемник устаревшей модели РАФ-2203. Изначально предполагалось, что новый микроавтобус будет иметь переднеприводную компоновку, но в итоге от такого решения отказались в пользу более консервативного варианта с задним приводом и использованием узлов и агрегатов ходовой части «Волги». Прототип РАФ-М1 «Роксана» увидел свет в 1990 году.

У автомобиля был оригинальный и современный для тех лет дизайн кузова и интерьера. «Роксану» оснастили впрысковым двигателем ЗМЗ-406 объёмом 2,3 литра и пятиступенчатой коробкой передач. Переднюю подвеску микроавтобуса со стойками «Макферсон» позаимствовали у «Волги» ГАЗ-3105, рулевое управление — у «Форда Транзита».

В 1991 году конструкция прототипа была доработана британской инжиниринговой компанией IAD, но дальнейшего продолжения проект РАФ-М1 не получил, так как в то время Рижское предприятие переживало глубокий кризис. Ещё одним перспективным проектом тех лет стал микроавтобус РАФ-М2 «Стилс». 

РАФ-2910



В 1979 году на Рижской автобусной фабрике был создан электрический микроавтобус РАФ-2910. Машина предназначалась для перевозки судей во время соревнований по ходьбе и марафонскому бегу во время Московской олимпиады 1980 года. Автомобиль должен был минимально влиять на спортсменов, поэтому и был выбран вариант на электрической тяге — бездымный и бесшумный.

За основу при разработке микроавтобуса РАФ-2910 была взята базовая модель РАФ-2203. Машина получила оригинальную компоновку салона, двери по обоим бортам кузова и дополнительные системы электропитания для судейской аппаратуры.

В задней части кузова располагался блок тяговых никель-цинковых аккумуляторов, причем конструкция не предусматривала возможность их подзарядки — разрядившиеся батареи меняли на заряженные при помощи специального погрузчика. РАФ-2910 мог проехать расстояние до 100 км при скорости 30 км/ч. 

РАФ-2204



РАФ-2204 — это экспериментальный электромобиль, созданный на Рижской автобусной фабрике в 1974 году. Предполагалось, что он мог бы стать городским маршрутным такси.

Микроавтобус сделали на базе предсерийной модели РАФ-2203, но электрическая версия отличалась меньшей колёсной базой и укороченным кузовом. Машина лишилась боковой двери, а вход-выход пассажиров осуществлялся через дверь в задней стенке. Изменилась и компоновка машины — пассажирские сиденья расположили по периметру салона, чтобы освободить место для батарей.

На РАФ-2204 установили электромотор мощностью 21 кВт (29 л. с.), источником питания являлась батарея щелочных аккумуляторов. Привод был передним.

Опытная эксплуатация выявила недостатки конструкции: малый запас хода (30–40 км), недолговечность батарей, сложная процедура их зарядки.

Всего сделали два экземпляра микроавтобуса РАФ-2204. Эти наработки в дальнейшем использовали при создании других экспериментальных электромобилей предприятия (2207, 2210, 2802, 2910).

Отправить комментарий

0Комментарии
* Пожалуйста, соблюдайте этику. Все комментарии проверяются модератором.
Отправить комментарий (0)

#buttons=(Да, даю согласие) #days=(20)

Данный ресурс использует cookie и это помогает нам работать лучше. Условия
Да, даю согласие