Фарцовщиками называли спекулянтов, перепродававших советским гражданам дефицитные заграничные товары. Эта категория преступников появилась во второй половине 50-х годов с начала хрущевской «оттепели», особенно в период проведения Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. В это время в страну стали приезжать группы иностранных туристов, студентов, командировочных. Рядом с гостиницами, на ходовых туристических местах заграничных гостей поджидали фарцовщики, стремившиеся выкупить иностранную валюту и зарубежные товары.
Слово «фарца», или «фарцовка», происходит от «for sale» и означает перепродажу выкупленных у иностранцев товаров. Фарцовщики предлагали приезжим гостям советские рубли в обмен на иностранную валюту по очень выгодному курсу, в несколько раз превышавшему официальный курс валют. Валюту фарцовщики по хорошему курсу перепродавали советским гражданам, выезжающим за рубеж. Также на эти деньги они выкупали у иностранцев дефицитные товары, которые реализовывались на внутреннем рынке по многократно завышенным ценам. Среди заморских товаров, пользующихся спросом у советских граждан, были конечно же джинсы, иная одежда, аксессуары, косметика, сигареты, предметы быта, пластинки зарубежных исполнителей и т.д.
В это время ряд советских «предпринимателей» создали целую систему валютной и товарной фарцовки. Основателями фарцовочной империи стали Ян Рокотов (по кличке «Косой»), Владислав Файбишенко («Владик») и Дмитрий Яковлев («Дим Димыч»). Низовое звено в системе занимали «бегунки», которые выкупали валюту у иностранцев. Собранную валюту забирали «шефы». Можно вспомнить фильм «Бриллиантовая рука», где махинация с ввозом драгоценностей, осуществляемая героями А. Миронова и А. Папанова – бегунками, проводилась под началом главаря – Шефа. И на вершине фарцовочной пирамиды находились «купцы», или «короли».
«Короли» были баснословно богаты, но в реалиях советского общества существовало не так много вариантов, куда можно было потратить вырученные деньги. Хорошие рестораны, добротный автомобиль, одежда, предметы быта – вот в общем-то и весь арсенал доступных для граждан покупок. К примеру, один из «королей» Дмитрий Яковлев тратил выручку на приобретение антикварных вещей. При этом крупные траты вызывали подозрение и могли привести к раскрытию участников фарцовки.
«Короли» проводили крупные сделки. Ян Рокотов придумал аферу по обмену валюты с участием западногерманского банка. Перед тем как отправиться в Советский Союз иностранцы вносили бы на расчетный счет в этом банке определенную сумму валюты. По прибытии они получали бы по выгодному курсу советские рубли. В то же время советские граждане, выезжающие за границу, передавая фарцовщикам сумму в рублях, получали бы за рубежом конвертированную валюту. На хвалебные слова западногерманского банкира относительной предложенной схемы Рокотов ответил: «Славы не нужно, лучше деньгами».
Яна Рокотова взяли, когда он забирал из ячейки на Ленинградском вокзале в Москве чемодан с золото-валютным запасом. Арестовали и остальных «королей». На первом суде Рокотова и Файбишенко (Яковлев активно работал со следствием) приговорили к лишению свободы на срок 8 лет с конфискацией имущества. Однако, после визита Н.С. Хрущева в Берлин, где ему рассказали о жутком черном рынке в Москве, он потребовал провести показательные процессы над фарцовщиками. Приговор по представлению прокуратуры был пересмотрен, срок лишения свободы увеличился до 15 лет. Но Н.С. Хрущев требовал более жесткого решения.
1 июля 1961 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил о валютных операциях». В статью 88 Уголовного кодекса РСФСР «Нарушение правил о валютных операциях» (на сленге статья называлась «бабочка») в качестве наказания добавили высшую меру – смертную казнь. Дело фарцовщиков, в том числе сотрудничавшего со следствием Яковлева, пересмотрели в третий раз, вопреки правилам применив новый закон, ухудшающий положение подсудимых. На третьем суде Рокотов якобы отметил: «Джинсы бывают только марки Levi’s, все остальное – просто штаны». Расстрельный приговор приведен в исполнение в Бутырской тюрьме.
Интересно, что спустя более полувека эмигранты из Советского Союза создают в Нью-Йорке марку джинсов Rokotov & Fainberg. Марка напоминает о фарцовке как явлении советского прошлого и фарцовщиках как первых советских предпринимателях.